Отзыв о рассказе Солоухина «Каравай заварного хлеба»

Отзыв о рассказе Солоухина «Каравай заварного хлеба»Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Каравай заварного хлеба» — студент одного из учебных заведений города Владимира. Вместе со своими однокурсниками он жил в общежитии. Время было военное, голодное и холодное. Шла первая зима Великой Отечественной войны.

Зимой в общежитии было очень холодно, и ребята приспособились топить печку старыми тумбочками, которые хранились на чердаке. Они придумали способ, как с одного удара разбивать такую тумбочку тяжелой чугунной клюшкой. Но тепла от прогоревших в печке тумбочек хватало ненадолго.

С едой тоже были проблемы. Студентам выдавали хлебный паек на день, но этого пайка семнадцатилетним ребятам хватало только, чтобы поесть один раз. Разнообразная еда продавалась на базаре, но там за булку хлеба пришлось бы отдать всю стипендию.

Не голодал только один студент, которого звали Мишка. Его отец работал на складе, и он каждую неделю привозил сыну продукты. Но Мишка этими продуктами ни с кем не делился, хранил их под замком в своей тумбочке и ел по ночам, тайком.

Ребятам ничего не стоило разбить его тумбочку, тем более что они знали, как это можно сделать с одного удара. Но никому из них и в голову не приходило взять чужое без разрешения.

Однажды праздничный день соединился с выходным днем, и у студентов появилось два свободных дня. Главный герой рассказа решил сходить пешком в родную деревню и принести ребятам каравай заварного хлеба. Путь был неблизкий, до деревни было сорок пять километров. Но молодого семнадцатилетнего паренька этот факт не испугал, и он отправился в путь, надеясь, что его кто-нибудь подвезет.

Но надежды не сбылись, машины, идущие в попутную сторону, не останавливались, и пришлось идти пешком. Когда студент свернул с шоссе на проселочную дорогу, почти занесенную снегом, идти стало гораздо труднее. Уже давно наступила ночь, и герой рассказа подумывал о том, чтобы заночевать в какой-нибудь деревушке.

Одно время вместе с ним шел домой один человек, но студент постеснялся попроситься к нему на ночлег и этот человек, дойдя до своей деревни, свернул с дороги, но сам он не предложил герою рассказа переночевать у него.

Пришлось идти дальше. Студент понял, что может погибнуть от холода в дороге и спасти его могло только чудо. И это чудо случилось – его догнал грузовой автомобиль. Но этот автомобиль проехал мимо, так и не остановившись, и уставший путник снова потерял надежду.

Но тут он заметил, что грузовик, обогнавший его, остановился, застряв в снегу. Студенту удалось добраться до машины, и он успел в последний момент залезть в кузов. От усталости он уснул, а когда проснулся, увидел дома какой-то деревни и выпрыгнул из кузова. Где он сейчас находился, понять было трудно, и тогда герой рассказа отправился искать ночлег.

Его приютила женщина, которая недавно потеряла на войне сына. Накормив скудной едой уставшего путешественника, она долго рассказывала ему, как добиралась до московского госпиталя, где находился ее раненный сын, как она добывала ему парное молоко, и как он успел выпить этого молока, прежде чем умер от ран.

На следующий день студент добрался до родной деревни, и мать испекла ему большой каравай заварного хлеба. Погостив дома, герой рассказа отправился в обратный путь. Но пока он шел по проселочной дороге до шоссе, ведущего во Владимир, то снова вымотался, да еще и почувствовал, что заболевает. Путник стал голосовать проезжающие машины, но они проходили мимо.

Только седьмой по счету грузовик остановился, но его водитель оказался человеком жадным, он стал требовать плату за проезд. У героя рассказа не было ничего ценного, и ему пришлось отдать каравай хлеба, который он нес друзьям, для оплаты проезда. Студент надеялся, что водитель возьмет только часть каравая, но тот забрал себе весь хлеб.

До общежития герой рассказа добрался совсем больным. Он рассказал друзьям, как проходило его неудачное путешествие, а потом попросил истопить печку и дать ему кипятку. Но от друзей он узнал, что комендант общежития запер чердак и топить печку теперь нечем.

Друзья главного героя, видя его плохое состояние, обратились к Мишке, у которого в тумбочке были продукты и попросили поделиться едой с больным человеком. Но Мишка заявил, что у него нет лишней еды, и что он питается также скудно, как другие студенты.

В горячности Мишка предложил проверить его тумбочку, надеясь, что соседи по комнате из деликатности не станут этого делать. Но главный герой рассказа, который был разозлен неудачным походом за хлебом и черствым отношением людей, которые попадались ему в пути, решил воспользоваться Мишкиным разрешением.

Он встал и, взяв тяжелую клюшку, одним ударом разбил Мишкину тумбочку, из которой вывалились богатые припасы продуктов. Главный герой рассказа велел своим друзьям все это съесть, а тумбочку Мишки пустить на дрова. Сам же он без сил свалился на кровать.

Мишка не стал никому жаловаться на действия героя рассказа, но после этого случая он переехал жить в другую комнату.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Каравай заварного хлеба» заключается в том, что в тяжелое время нельзя быть черствым и бездушным, надо помогать окружающим. Но не все люди во время войны были такими, как герой рассказа, который отправился добывать хлеб для голодных друзей. Его сосед по комнате, Мишка, тайком поедал сытные продукты, не думая делиться с товарищами. Путник, который ночью шел вместе со студентом по дороге, даже не подумал предложить ему ночлег. А водитель, который согласился подвезти уставшего больного паренька, забрал у него хлеб, предназначенный для голодных друзей. Эти люди оказались черствыми, эгоистичными и бездушными.

Рассказ Солоухина «Каравай заварного хлеба» учит не быть жадным и бессердечным, помогать тем, кому трудно и быть внимательным к людям.

В рассказе мне понравился главный герой, который не побоялся отправиться в дальний поход за хлебом для друзей, и который поставил на место соседа Мишку, тайком от голодных студентов жировавшего на отцовских продуктах. Главный герой рассказа — человек великодушный, готовый ради голодных друзей пойти на многое. Но будучи очень молодым, он не сумел правильно рассчитать силы, и путешествие за хлебом превратилось для него в настоящее испытание.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Каравай заварного хлеба»?

Хлеб — всему голова.
Голод не тетка.
Кому война, а кому мать родна.
Сам погибай, а товарища выручай.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.