Владимир (Владислав) Александрович Озеров, автор «Эдипа в Афинах» и «Дмитрия Донского», родился 29 сентября 1770 года в Тверской губернии. Стесненные обстоятельства родителей Озерова заставили их рано расстаться с сыном: шести лет он уже был определен в кадетский корпус и пробыл в этом заведении двенадцать лет. Впрочем, это обстоятельство не помешало ему окончить курс самым блистательным образом, он был выпущен в 1788 году поручиком в один из армейских полков и награжден первой золотой медалью, после чего, по приглашению князя Ангальта, определился к нему в адъютанты.
Прослужив при князе до его кончины, последовавшей в 1794 году, Озеров почтил его память французским стихотворением, бывшим едва ли не первым его литературным опытом, свидетельствующим о том, что он обладает блестящим, для того времени, светским воспитанием.
О дальнейшей его служебной деятельности известно только то, что он служил очень счастливо, но, после производства его в генерал-майоры, оставил военную службу и перешел в гражданскую, в лесной департамент, где до конца 1808 года занимал место члена совета.
Первым литературным произведением Озерова, появившимся в печати, считается героида «Элоиза к Абелярду», переведенная им из Колярдо, и вышедшая в свет в 1794 году. К этому же времени, то есть к концу девяностых годов XVIII века, относятся и многие из мелких его стихотворений: оды, песни и басни, не являющиеся образцовыми, за исключением «Гимна богу любви», исполненного силы и страсти и написанного звучными стихами.
Затем, 16 мая 1798 года, в Петербургском придворном театре была представлена новая трагедия Озерова «Ярополк и Олег». Несмотря на то, что она была написана с соблюдением всех правил, изложенных в кодексе Буало, и несла в себе явные следы подражания Сумарокову и Княжнину, пьеса не имела успеха.
Спустя шесть лет, прошедшие для Озерова не без пользы, он явился перед публикой 23 ноября 1804 года, на сцене того же придворного театра, с новой трагедией «Эдип в Афинах», написанной в новом жанре. Проникнутая неподдельным чувством, выраженным прекрасными стихами, трагедия произвела потрясающее действие на публику. Что же касается восторга, охватившего все литературные кружки без различия, то он был так велик, что голова молодого поэта буквально пошла кругом. Успех «Эдипа» придал новые силы Озерову и 8 декабря 1805 года новая трагедия «Фингал» явилась на петербургской сцене, и была встречена публикой с таким же восторгом, как и «Эдип».
Как ни велик был успех «Эдипа» и «Фингала», озаривших лучами славы неизвестное до того имя Озерова, но успех, выпавший на долю «Дмитрия Донского», представленного в первый раз 14 января 1807 года, превзошел все до того виданное и слышанное. Восторг публики не знал границ.
Впрочем, причина успеха новой трагедии заключалась не в превосходстве ее сравнительно с предыдущими пьесами, а в том глубоком чувстве патриотизма, которым проникнута вся пьеса, и в применении ее к обстоятельствам того времени. В Дмитрие все видели Александра I, в Мамае — Наполеона, а в «дерзостном после надменнейшего хана» — высокомерного французского посла.
Блистательный успех «Дмитрия Донского был последним успехом Озерова. Он пожинал не одни только лавры, колючие тернии часто попадали ему в самое сердце. Целая ватага мелких писак, завидуя быстро возникшей славе Озерова, принимали все меры, чтобы повредить успехам его на сцене и подорвать репутацию, как автора, так и честного человека.
К счастью, все их усилия затемнить славу Озерова не привели ни к чему, зато нравственные муки, испытанные впечатлительным поэтом имели самые печальные последствия. Перенесенные неприятности заставили Озерова летом 1808 года уехать в деревню. Там он закончил свою последнюю трагедию «Поликсену», представленную на петербургской сцене с большим удовольствием.
Последним трудом Озерова было первое действие трагедии «Медея», сожженое самим автором в припадке меланхолии, которая, к концу 1809 года овладела им окончательно. Люди, хорошо знавшие Озерова, говорят, что самолюбие, страстность и какие-то невыясненные клеветы и преследования были главными причинами всех несчастий поэта и постигшей его душевной болезни. Прострадав целые семь лет, Озеров скончался в 1816 году.
Главная заслуга Озерова, как драматического писателя, заключается в том, что он первый из русских драматургов решился не следовать слепо правилам, начертанным в кодексе Буало, считавшемся в то время непреложным и непогрешимым, и введением в русскую трагедию нового элемента — чувствительности, или сентиментальности, послужившего, в свою очередь, переходным путем к новому и более живому направлению в литературе — к романтизму.
Кроме того, он первый из русских писателей решился заимствовать трагические сюжеты не из классических преданий Древней Греции и Рима, не из легендарных сказаний темной отечественной старины, а из нетронутой еще сокровищницы средневековых преданий, сохранившихся в поэтических сказаниях и народных песнях современных бардов.