Главный герой рассказа Льва Кассиля «История с географией» — сорокалетний учитель географии Петр Никанорович. Ученики его уважают, потому что знают, что Петр Никанорович был участником Гражданской войны и имеет орден за боевые заслуги.
Однажды Петр Никанорович во время урока стал стыдить своих учеников за то, что они подсказывают тем, кто не выучил урок. Кто-то из ребят высказал вслух предположение, что учитель тоже пользовался подсказками, когда был учеником.
Петр Никанорович сначала сказал, что никогда не пользовался подсказками, но потом вспомнил один случай из своей боевой молодости и рассказал о нем ребятам. В дни Октябрьской революции Петру Никаноровичу было двадцать лет. Он уже был большевиком, и его отправили в родной город на разведку, узнать, где находятся юнкера.
Петр Никанорович переоделся в форменную куртку телеграфиста и отправился в город. Но там он столкнулся с юнкерами, которые могли его узнать, и, чтобы избежать ареста, Петр Никанорович зашел в Высшее начальное училище. В училище шли уроки, и спрятаться было негде.
Но потом выяснилось, что в одном из классов ученики сидят без учителя, который не пришел в тот день на занятия. Один из учеников по имени Сережа, сын рабочего, знал Петра Никаноровича и предложил ему изобразить отсутствующего учителя географии. Но Сережа предупредил, что в классе есть ученик по имени Семка, сын лавочника, который может выдать Петра Никаноровича юнкерам.
Петр Никанорович занял место учителя, и в этот момент в класс вошли юнкера. Офицер, пришедший с ними, сообщил, что два юнкера будут дежурить возле окон, но урок прерывать не требуется. После этого офицер ушел, а юнкера стали с любопытством смотреть на «учителя». Пришлось Петру Никаноровичу вызывать к доске одного из учеников и слушать, как тот отвечает домашнее задание.
После ответа ученика неожиданно стал проситься выйти из класса сын лавочника Семка. Петр Никанорович понимал, что Семка может рассказать о нем офицеру и не стал отпускать его. Тогда Семка спросил, как называются горные хребты, изображенные на карте, висящей возле учительского места? Надписей на карте не было, а названий Петр Никанорович не знал, так как не был настоящим учителем. Но тут его выручили ученики, шепотом подсказавшие названия хребтов.
Петр Никанорович громко сообщил Семке названия хребтов, а потом поставил ему в дневник жирную единицу за то, что тот не знает этих названий. После этого он отправил Семку в угол и велел там стоять до конца урока. Юнкера, увидев такого строгого «учителя», стояли чуть ли не по стойке «смирно».
После звонка Петр Никанорович спокойно вышел из класса, а потом выпрыгнул в окно, чтобы миновать оцепление, и ушел. Это был единственный случай в жизни, когда Петр Никанорович был вынужден воспользоваться подсказкой.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Кассиля «История с географией» заключается в том, что подсказки могут иметь место в жизни, но только тогда, когда для них имеются серьезные основания. Петр Никанорович только один раз в жизни воспользовался подсказкой, но в той ситуации, в которой он оказался, подсказка помогла ему не потерять свободу.
Рассказ Кассиля «История с географией» учит ответственно относиться к учебе, выполнять домашние задания и не пользоваться подсказками. Ученик, хорошо знающий предмет, никогда не будет пользоваться подсказкой, у него есть твердые знания, он сможет самостоятельно дать правильный ответ.
В рассказе мне понравился мальчик Сережа, который спас Петра Никаноровича от юнкеров, предложив тому изобразить отсутствующего учителя географии. Сережа — находчивый, сообразительный парень. Он умеет сопереживать.
Какие пословицы подходят к рассказу Кассиля «История с географией»?
Знание приобретешь — не пропадешь.
Смекнешь да схитришь — врагов победишь.
Всякая помощь хороша вовремя.