Главные герои рассказа Ирины Антоновой «На букву «Л» — одноклассники Петров и Тарасов. Однажды Петров весь вечер играл во дворе и не выучил стихотворение, которое учительница задала на дом. Причем Петров точно знал, что его вызовут к доске рассказывать это стихотворение. Как назло, учебник литературы куда-то затерялся, и Петров даже не мог вспомнить названия стихотворения.
Утром, по дороге в школу, он встретил одноклассника Тарасова, который его разыграл по случаю Первого апреля. Вспомнив, что сегодня день розыгрышей, Петров решил с помощью Тарасова разыграть учительницу и избежать двойки в дневнике. Он когда-то наизусть выучил стихотворение Агнии Барто «На букву «Л» и решил с помощью одноклассника убедить учительницу, что она задавала на дом именно это стихотворение. Тарасов согласился на этот розыгрыш и обещал задействовать в нем весь класс.
Когда урок литературы уже подходил к концу, учительница действительно вызвала Петрова к доске и попросила прочитать заданное на дом стихотворение. Петров сообщил, что он будет читать стихотворение Барто «На букву «Л», но учительница сказала, что задавала не это стихотворение, и хотела поставить ученику двойку. Но тут весь класс возмутился и сказал, что было задано именно это стихотворение.
Тогда учительница разрешила Петрову прочитать стихотворение, и он это сделал, с выражением. Довольная учительница вслух оценила его чтение на оценку «отлично». Но когда Петров сел на место и посмотрел в дневник, он увидел там не пятерку, а двойку. Петров спросил у учительницы, почему она вслух сказала про пятерку, а в дневник поставила двойку? Учительница улыбнулась и сказала, что первого апреля никому верить нельзя.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «На букву «Л» заключается в том, что умного человека обмануть достаточно трудно. Когда ученики Петров и Тарасов решили разыграть учительницу и тем самым избавить Петрова от неминуемой двойки, она разгадала их замысел и тоже разыграла нерадивого ученика, сказав, что ставит ему пятерку.
Рассказ «На букву «Л» учит ответственно относиться к учебе и никогда не пытаться обманывать учителей.
В рассказе мне понравилась учительница литературы, которая сумела понять, что ученики пытаются ее разыграть и ответила им той же монетой. Она не стала терзаться и судорожно вспоминать, что она задавала. Она была уверена в себе и отлично помнила, какое стихотворение она задавала. Сговор класса не разубедил её.
Какие пословицы подходят к рассказу Антоновой «На букву «Л»?
Отсталый да ленивый всегда позади.
Легко забыть то, чего не знаешь.
Сам себя перехитрил.