Главные героини рассказа Саши Черного «Кавказский пленник» из сборника «Румяная книжка» — две сестры, Валя и Катюша. Весной девочки жили с родителями на даче неподалеку от Крестовского острова. Однажды, когда мама уехала за покупками, а папа был на службе, девочки прочитали рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник». Девочки были впечатлены прочитанной книгой, и даже немного погрустили о тяжелой судьбе героев повести, Жилина и Костылина.
Но потом они вспомнили, что все в книге закончилось хорошо, и с увлечением стали придумывать продолжение, в котором Дина выучила русский язык и вышла замуж за Жилина.
Повеселевшие сестры отправились на прогулку в сад. За ними увязался пес по кличке Тузик. Возле оранжереи девочки увидели яму, наполненную листьями, и им одновременно пришла в голову идея поиграть в «Кавказского пленника». На роль Жилина они назначили сына дворника Мишу, а Костылиным стал пес Тузик.
Девочки объяснили Мише, что надо делать, и он залез в яму вместе с Тузиком. Чтобы Миша не замерз и не промок в яме, сестры принесли из дома прикроватный коврик. Потом они вместо Тузика-Костылина написали письмо с просьбой о выкупе и отнесли письмо дворнику.
У кухарки девочки выпросили три пирожка, которыми собирались кормить пленников. Но когда они стали бросать пирожки в яму, два из них ловко поймал Тузик и мгновенно проглотил. Только третий пирожок удалось передать Мише.
Трудности начались, когда пришло время побега. Миша ни в какую не хотел вылезать из ямы, где он весело играл с Тузиком и смотрел на облака, плывущие по небу. Кончилось тем, что сестры тоже спрыгнули в яму и стали смотреть на облака.
Когда мама девочек вернулась домой, она обнаружила, что Вали и Катюши нет ни в доме, ни в саду. Дворник показал ей нелепое письмо о выкупе, и сказал, что его Миша тоже куда-то пропал. Мама заволновалась и стала громко звать девочек. Сестры откликнулись со стороны оранжереи, и мама направилась туда. Увидев детей в яме, мама спросила, что они там делают, и сестры ответили, что играют в «Кавказского пленника».
Мама сказала, что в яме сыро и потребовала немедленно идти домой. Возвращаясь к дому, девочки шли рядом с матерью и недоумевали, почему им было так грустно утром после прочтения книги. Ведь игра в «Кавказского пленника» оказалась очень веселым занятием.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что с помощью игры дети познают окружающий мир. Играя, они моделируют ситуацию, замеченную ими во взрослом мире, и примеряют эту ситуацию к себе. И зачастую детский оптимизм берет верх, после чего трагические события, послужившие поводом для игры, превращаются в веселое развлечение.
Рассказ учит любить книги, которые расширяют кругозор человека, и читать их как можно больше. Сестры Валя и Катюша были обучены чтению и, прочитав «Кавказского пленника», придумали увлекательную игру. А сын дворника Миша не читал книг, и ему было все равно во что играть. Он лишь спрашивал у сестер, что ему делать, и развлекался тем, что играл с псом Тузиком.
В рассказе мне понравились главные героини, сестры Валя и Катюша, которые в раннем возрасте прочитали рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» и даже придумали для него продолжение. Валя и Катюша — девочки любознательные, большие придумщицы. Им интересна жизнь.
Какие пословицы подходят к рассказу Саши Черного «Кавказский пленник»?
Хорошая книга – лучший друг.
Детство — время золотое.
Куда матушка, туда и дитятко.