Главный герой рассказа Евгения Носова «Шопен, соната номер два» — руководитель духового оркестра, которого музыканты дружески называли дядя Саша. Однажды осенью оркестр направили в один из колхозов на открытие памятника погибшим солдатам. Ехать пришлось на грузовике вдоль полей, на которых студентки убирали свеклу. Молодые музыканты весело подшучивали над девушками, а те бросали в них свеклой.
Памятник располагался в полях, на высоком холме. На его открытие пришло много людей. Там были местные жители, пионеры, местное и районное начальство и, конечно же, ветераны войны. Памятник погибшим был открыт под звуки гимна, а потом начались речи.
Слушая выступающих, дядя Саша, который сам прошел войну, вспоминал о тех погибших, кого война даже не позволила похоронить. Он хорошо помнил одного солдата, который погиб на ничейной полосе и повис на колючей проволоке. Его тело никак не удавалось эвакуировать, потому что немцы всякий раз открывали ураганный огонь. Так тело и провисело на проволоке, пока совсем не истлело. А когда началось наступление, уже не было времени похоронить погибшего солдата.
После окончания митинга народ стал расходиться и разъезжаться. Остались только ветераны, которые решили помянуть павших. К ним присоединился и дядя Саша. Он пообещал ветеранам, что его грузовик развезет их по домам, и местные водители не стали их ждать и уехали.
Ветераны посидели, вспоминая военные годы, а потом водитель грузовика, на котором приехал оркестр, повез их по домам. Дядя Саша и его музыканты остались ждать возвращения грузовика. Но что-то пошло не так, и грузовик где-то задержался. Да еще и дождь начала моросить. Тогда дядя Саша велел музыкантам построиться и повел их по полю в сторону дороги, до которой было несколько километров.
В пути молодые парни ворчали, сетуя на то, что портят в грязи свою обувь. Некоторые из них жалели, что упустили возможность вечером заработать дополнительные деньги. Они не понимали, зачем надо было днем ехать в такую даль, когда гимн могли исполнить и местные, деревенские музыканты. Слушая парней, дядя Саша думал о том, что молодое поколение уже не осознает, какую цену заплатил за победу в войне наш народ, не понимают, что он, как руководитель оркестра и участник войны, просто не имел права отказываться от участия в открытии такого памятника.
Уже в темноте музыканты вышли к деревне и остановились у крайнего дома. Хозяйка, узнав, кто они такие, пригласила музыкантов в дом, чтобы они там подождали свой грузовик. Кроме хозяйки, в доме жили ее дочь и пожилая мать, да еще квартировали девушки, работавшие на уборке свеклы.
Молодые музыканты быстро нашли общий язык с девушками, и вскоре уже весело перешучивались с ними, хрустя яблоками, которые принесла из сада дочь хозяйки. А дядя Саша разговорился с самой хозяйкой и ее матерью. От них он узнал, что сыновья пожилой женщины погибли во время войны, и никто точно не знает, где находятся их могилы. Старушка переживала о том, что ее дети лежат неупокоенные. А у дяди Саши перед глазами вставало тело погибшего солдата, которое превратилось в прах, вися на колючей проволоке.
В это время девушки попросили музыкантов что-нибудь сыграть, и молодые ребята задумали исполнить новомодный шейк, под который было весело танцевать. Девушки даже оделись понаряднее, чтобы устроить танцы. Но дядя Саша сказал, что они будут исполнять сонату номер два Шопена. Музыканты были в недоумении, но не посмели ослушаться руководителя.
В деревенской избе зазвучала траурная музыка. Девчонки притихли, а пожилая женщина, потерявшая своих детей на войне, сидела прямо и слушала скорбную мелодию. В какой-то момент девушки не выдержали трагизма звучавшей музыки и тихо ушли за занавеску. А старушка, дослушав музыку, поднялась и сказала, что вот теперь ее погибших сыновей проводили, как полагается. Она сказала, что музыканты сыграли хорошо, и поблагодарила их.
Музыканты, не дожидаясь утра, продолжили свой путь к дороге. Теперь они шли, упрямо переставляя ноги в полной темноте, и дяде Саше казалось, что сейчас сорок третий год, и за ним идут молодые солдаты. Он подбадривал их и говорил, что скоро они дойдут до своей цели.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Евгения Носова «Шопен, соната номер два» заключается в том, что люди должны вечно помнить о тех, кто погиб, защищая Родину от врагов. Руководитель оркестра, дядя Саша, видел, что молодое поколение уже не совсем понимает смысл того, что происходило при открытии памятника павшим солдатам. И когда дядя Саша узнал историю пожилой женщины, потерявшей на войне сыновей, он решил, что его оркестр должен исполнить трагическое произведение Шопена, чтобы дать упокоение тем погибшим на войне, кто так и не был похоронен.
Рассказ Евгения Носова «Шопен, соната номер два» учит уважительно относиться к подвигу тех, кто защищал нашу страну от врага и отдал свою жизнь за то, чтобы следующие поколения могли жить свободно и достойно.
В рассказе мне понравился главный герой, дядя Саша, который совершил высоконравственный поступок, когда вместе со своим оркестром исполнил в обычной деревенской избе трагическое произведение Шопена в память о погибших на войне солдатах.
Какие пословицы подходят к рассказу Евгения Носова «Шопен, соната номер два»?
Где герой пал, там курган встал.
Война напечет и вдов, и сирот.
Легко про войну слушать, да тяжело видеть.