Главные герои рассказа Валерия Медведева «Фосфорический мальчик» — два пятиклассника, которые учатся в параллельных классах. Один из них, Толя Шарокин — новичок пятого «Б» класса. Он увлекался шахматами, и Толю одноклассники сразу прозвали Пешкиным.
На переменах Толя часто играл с одноклассниками, и так получалось, что он выигрывал у всех. Тогда ребята решили дать Пешкину сеанс одновременной игры, чтобы он не задавался. Но Пешкин успешно выдержал это испытание и выиграл все тридцать партий.
После этого Толя вызвал на шахматный поединок чемпиона пятого «А» класса Генку Слонова. Юные шахматисты стали готовиться к поединку. И если Толя углубился в шахматную литературу, то Генка пошел в буфет и купил три бутерброда с семгой. Своим одноклассникам он сказал, что главное для работы мозга – это фосфор, а его много в рыбе.
Одноклассники Генки приняли такое объяснение и даже скинулись на бутерброды, когда у Слонова закончились деньги. Фосфоризация Слонова продолжилась и на следующий день, когда весь класс принес для своего чемпиона рыбные продукты: пироги, бутерброды и даже консервы. Генка усиленно готовился к игре, поглощая принесенную ему еду
Однако, когда из пятого «Б» пришло известие, что Пешкин к поединку готов, Генка Слонов заявил, что он еще не готов. Ребята решили проверить уровень его фосфоризации. Они знали, что фосфор в темноте светится, и отвели Генку в темную комнату. Но там они не смогли углядеть никакого свечения от своего чемпиона.
Поэтому после уроков одноклассники позвали Генку в кафе и накормили до отвала пирожными. А вечером он усиленно поглощал рыбу на дне рождения бабушки своей одноклассницы. И когда Генка вышел из-за стола на лестничную площадку, ребята увидели, как от его головы идет ровное свечение. Было решено, что Слонов к поединку теперь готов.
На следующий день в пятом «Б» классе Слонов и Пешкин начали игру. Но на десятом ходу Пешкин выиграл у Слонова. Одноклассники Генки, которые потратили столько сил и денег на его фосфоризацию, были недовольны проигрышем своего чемпиона.
Тогда Генка им сказал, что Толе помогли родные стены пятого «Б» класса. Поэтому повторная игра состоялась в пятом «А» классе, и Толя выиграл у Генки уже на девятом ходу. Победителя принялись качать и с громкими криками вынесли из класса.
Генка остался сидеть за шахматной доской, обхватив руками голову. А его одноклассник Гусев сказал, что кроме фосфора в голове должно быть что-то еще.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Медведева «Фосфорический мальчик» заключается в том, что нельзя быть излишне самоуверенным. Генка Слонов считал себя сильным шахматистом, он был уверен, что выиграет у новичка, заправившись, как следует, фосфором из рыбных продуктов. Но фосфоризация Генке не помогла, он проиграл Толе Шарокину.
Рассказ Медведева «Фосфорический мальчик» учит с уважением относиться к противнику и серьезно готовиться к поединкам.
В рассказе мне понравились одноклассники Генки Слонова, которые сделали все, что могли для подготовки своего чемпиона к игре.
Этот рассказ мне понравился необычностью своего сюжета, необычностью постановки вопроса. Конечно, известно, что для достижения победы все средства хороши, в том числе и потребление продуктов, насыщенных витаминами, микроэлементами и минералами. Но главное, для победы в шахматном поединке нужны знания. Кто владеет знаниями, тот владеет многим. Я думаю, что эта ситуация пойдет на пользу Генке Слонову, научит его многому, ведь он — мальчишка довольно умный, раз неплохо играет в такую серьезную и интеллектуальную игру, как шахматы.
Какие пословицы подходят к рассказу Медведева «Фосфорический мальчик»?
Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.
Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.
Не хлебом единым жив человек.
И умный бывает в глупом положении.