Главные герои рассказа Виктора Голявкина «Фонарики» — деревенские мальчишки. Одному из них, Шурику, папа однажды купил электрический фонарик. И хотя день был солнечный, Шурик незамедлительно включил фонарик и стал им светить во все стороны.
Мальчишкам понравился фонарик Шурика, и они побежали к родителям просить деньги, чтобы тоже купить себе такие же фонарики. Вскоре ватага мальчишек бегала по улицам с включенными фонариками. Они светили в глаза собакам, кошкам и курицам, потом стали засовывать фонарики в карманы и смотреть, как свет проникает сквозь ткань.
Мальчишки не хотели ждать до вечера, когда наступит темнота, и понапрасну тратили заряд батареек, бегая с включенными фонарями под ярким солнцем.
Первым перестал включаться фонарик у Алеши. Потом и других ребят случилось то же самое, потому что батарейки в фонариках разрядились. Тогда ребята отправились в магазин за новыми батарейками. Игра с фонариками продолжалась до позднего вечера. Но мальчик Алеша уже не так часто включал свой фонарик, и когда он вернулся домой, то его фонарик еще работал.
На следующее утро Алеша проснулся рано, потому что ему пора было идти в школу. Чтобы не будить бабушку, он не стал зажигать в комнате свет, а включил фонарик и направил его на часы, чтобы узнать время.
Потом он с зажженным фонариком вышел в другую комнату и там собрался на занятия. Убирая фонарик под подушку, Алеша подумал, что это очень полезная вещь. Когда же проснулась бабушка, Алеша уже был полностью собран в школу. Он сказал бабушке, чтобы та не беспокоилась, и вышел из дому.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Голявкина «Фонарики» заключается в том, что дети исследуют мир с помощью игр. Познакомившись с новым предметом, они начинают играть с ним, применяя порой не по назначению. И только осознав истинное назначение этого предмета, они начинают использовать его правильно. Алеша целый день играл с фонариком вместе с остальными ребятами, и только на следующее утро он понял ценность фонарика, которой позволил ему собраться в школу, не побеспокоив бабушку.
Рассказ Голявкина «Фонарики» учит быть бережливым. Мальчишки, став обладателями фонариков, играли с ними до тех пор, пока не сели батарейки. И только Алеша постарался поберечь свой фонарик, который на следующее очень пригодился мальчику.
В рассказе мне понравился Алеша, который сумел понять ценность предмета и начал использовать его по прямому назначению. Он не стал будить спящую бабушку, а сам оделся, позавтракал и собрался в школу, хотя он учился всего лишь в первом классе. Вот так вот появление фонарика привело к важным самостоятельным шагам мальчика.
Какие пословицы походят к рассказу Голявкина «Фонарики»?
И малый подарок не внаклад.
Береженая вещь два века служит.