Главный герой рассказа Фазиля Искандера «Мученики сцены», от лица которого ведется повествование, ученик одной из школ. Однажды в класс, где учился мальчик, пришел руководитель школьного драматического кружка, чтобы провести отбор будущих артистов. Мальчик не сомневался, что выберут именно его, потому что он умел громко декламировать стихи. Так оно и случилось, в драмкружок из класса отобрали только его одного.
На следующий день мальчик отправился на первое занятие драмкружка. Там состоялось еще одно прослушивание, по результатам которого герой рассказа получил главную роль в постановке по известной сказке Пушкина «Балда». А вот мальчику, которого звали Жора Куркулия, не повезло. Он читал стихи с акцентом, и руководитель кружка, Евгений Дмитриевич, сказал, что Жора может быть свободен. Однако Жора попросил разрешения присутствовать на занятиях кружка, и руководитель не стал возражать.
Начались актерские будни, которые состояли из многочисленных репетиций. Со временем герой рассказа осознал, что ему совершенно не нравится быть актером, и что у него нет никаких творческих задатков, за исключением способности громко декламировать стихи.
А Жора Куркулия прижился в кружке и стал кем-то вроде завхоза, помогая на репетициях расставлять мебель и реквизит. Более того, через некоторое время руководитель кружка дал ему роль задних ног лошади. Это произошло после того, как Жора весьма талантливо изобразил ногами, как лошадь движется галопом.
Таланты Жоры этим не ограничились. Однажды во время репетиции он не менее талантливо изобразил ржание лошади, и руководителю кружка это ржание так понравилось, что он перевел Жору на роль передних ног лошади, поскольку никакая лошадь не может издавать ржание своей задней частью.
А герой рассказа тем временем продолжал громкогласным декламированием скрывать свою бездарность. Как-то раз он забыл строчку из своей роли, и тогда Жора продекламировал эту строчку, причем сделал это с той интонацией, которую и требовал руководитель кружка. Евгений Дмитриевич на это сказал, что Жоре не было бы цены, как актеру, если бы не его акцент.
Однажды герой рассказа увлекся игрой в футбол и забыл про репетицию. Это переполнило чашу терпения руководителя кружка, который и так был недоволен бездарной игрой мальчика. Евгений Дмитриевич сказал, что теперь роль Балды будет играть Жора, а герой рассказа вместо Жоры будет изображать переднюю часть лошади. Но и на этой роли исполнитель стихов не удержался, потому что тоже играл ее бездарно. В итоге, ему досталась роль задних ног лошади.
Проблема была в том, что в свое время герой рассказа проговорился тетушке о том, что будет исполнять главную роль в театральной постановке. А тетушка рассказала об этом всем родным и знакомым. И теперь несостоявшийся артист с трепетом ждал реакции тетушки, которая непременно придет на премьеру спектакля.
Тетушка пришла на спектакль вместе с дядюшкой, и герой рассказа из-за кулис видел, как она со злостью смотрела на Жору, исполняющего главную роль вместо ее племянника. Жора играл Балду замечательно, и зал смеялся и аплодировал.
Исполнители роли лошади тоже получили свою долю аплодисментов, когда появились на сцене. Зрители громко смеялись, когда Балла вскочил на лошадь и проскакал на ней по сцене. В конце спектакля, когда артисты вышли на поклон, Евгений Дмитриевич снял с лошади попону и зрители увидели, кто же исполнял эту костюмированную роль. Дядюшка рассказчика весело смеялся, узнав племянника, а вот у тетушки было такое выражение лица, что герой рассказа стал мечтать о том, чтобы занавес опустился, как можно быстрее.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что не следует быть излишне самоуверенным. Герой рассказа был искренне уверен, что обладает актерскими способностями. Но его участие в драматическом кружке показало, что это не так. Юный актер, начавший свою театральную карьеру с главной роли, из-за отсутствия способностей и нужного усердия постепенно скатился до исполнителя задних ног лошади.
Рассказ учит не бравировать раньше времени своими достижениями. Герой рассказа похвастался своей тетушке, что будет исполнять главную роль в театральной постановке, но из-за своих ограниченных творческих возможностей мальчик потерял эту роль, и тетушка осталась крайне недовольной.
В рассказе мне понравился Жора Куркулия, который своим старанием и упорством добился того, что стал исполнителем главной роли в постановке, несмотря на скептическое отношение к нему руководителя кружка. Усердие порой дает больше, чем хорошее природное дарование.
Какие пословицы подходят к рассказу Искандера «Мученики сцены»?
Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.
Терпение и труд все перетрут.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Для достижения цели нет ничего невозможного.