Главные герои рассказа Тамары Крюковой «Дежурство» — школьники Леха и Женька. Однажды им довелось быть дежурными по классу, и в тот день первым был урок природоведения, который проводился в кабинете биологии. В этом кабинете было много интересного, включая аквариум с рыбками и клетку с хомячками. Пользуясь случаем, Женька решил позвать в этот кабинет свою одноклассницу Синицыну. Синицына ему нравилась, и мальчик предложил ей покормить хомячков.
Утром он пришел в школу пораньше и открыл кабинет биологии, после чего стал ждать Синицыну. Но раньше Синицыной в кабинет биологии пришел Леха. Он стал возмущаться, что Женька ушел в школу без него, но в этот момент Женька увидел на полу угольник из кабинета математики и обратил на него внимание Лехи.
Угольник был большим и приятели стали обсуждать, пролезет в него голова или нет. За этим занятием их и застала Синицына. Узнав, о чем говорят ребята, она заявила, что голову в угольник просунуть невозможно.
Женька решил доказать, что это не так, и даже поспорил на мороженое, что голова в угольник пролезет. При этом сам он угольник надевать на голову не стал, а предложил это сделать Лехе. С большими усилиями тот сумел просунуть свою голову в угольник, а вот обратно его снять у Лехи уже не получилось.
Поскольку скоро должен был начаться урок, решено было спрятать Леху в шкафу с учебными пособиями. Во время урока Леха сидел в шкафу тихо, пока на него не упала полка. Он держал ее, сколько мог, а потом весь класс услышал сильный грохот в шкафу.
Шкаф открыли и из него извлекли Леху. При падении полки угольник разломился, так что Леха оказался свободен. Но закончилась вся эта история в кабинете у директора, где фортуна Лехе изменила.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Крюковой «Дежурство» заключается в том, что не стоит ввязываться в споры, это может закончиться печально. Леха, поддавшись на уговоры Женьки, оказался в неловкой ситуации и, в итоге, получил нагоняй от директора школы.
Рассказ Крюковой «Дежурство» учит использовать школьные принадлежности по назначению и бережно относиться к школьному имуществу.
Из рассказа мы делаем вывод, что нет ничего продуктивного в том, чтобы натягивать треугольник на голову. Надо вести себя корректно, интеллигентно и цивилизованно.
Какие пословицы подходят к рассказу Крюковой «Дежурство»?
Кто спорит, тот ничего не стоит.
На спор не будь скор.