Главные герои рассказа Осеевой «Строитель» — дети. Во дворе дома они нашли кучу глины и с увлечением стали рыть в ней ходы и строить из глины крепость. В стороне от основной массы детей играл мальчик. Он строил из глины дом, причем действовал, как настоящий строитель. Возле мальчика стояла банка с водой, в которой он мочил руки, а после обмазывал постройку мокрой глиной.
Остальные ребята не оставили эту стройку без внимания. Они подошли к мальчику и спросили, что тот строит. Узнав, что мальчик строит дом, ребята стали критиковать его работу, говоря, что у дома кривые окна. Потом кто-то сказал, что этот дом непрочный и ребята начали его ломать.
Юный строитель ничего не сказал, он только молча сжимал кулаки. Когда от постройки ничего не осталось, мальчик ушел домой. Однако на следующий день мальчик вернулся и снова начал строить свой дом, на этот раз уже двухэтажный.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Осеевой «Строитель» заключается в том, что порой дети проявляют жестокость по отношению к тем, кто действует наособицу, делает что-либо оригинальным способом, не так, как все. Все ребята во дворе, играя на глиняной куче, рыли ходы и строили крепость, а маленький строитель решил построить дом. Этим он невольно выделился из общей массы ребят и вызвал их недовольство, которое привело к разрушению дома. Подобная жестокость со стороны детей является недопустимой.
Рассказ «Строитель» учит быть терпимым по отношению к тем, кто действует не так, как все.
В рассказе Осеевой мне понравился мальчик, который строил дом. Он проявил незаурядную выдержку, когда ломали его постройку и ничего не сказал своим обидчиком. Юный строитель оказался упорным человеком, поскольку на следующий день он начал заново строить дом, да еще и двухэтажный. Своим поступком мальчик показал другим ребятам, что его дух не сломлен и что он доведет начатое дело до конца.
Какие пословицы подходят к рассказу Осеевой «Строитель»?
Ломать – не строить.
Упорство ведет к цели.
Усердие все превозмогает.
В игре всегда скрыта серьезная цель.