Главная героиня рассказа В.Осеевой «Татьяна Петровна» — девочка Таня, которая после каникул собирается идти во второй класс. Вместе с мамой, бабушкой и трехлетним братишкой Таня живет в коммунальной квартире. Во дворе их дома есть небольшой сарайчик, в котором Танина бабушка держит кур и горластого петуха. Тане очень нравится гоняться за курами, но бабушка ее за это ругает.
Пока на дворе лето, Таня с удовольствием играет с соседскими ребятами. Больше всего ей нравится составлять из скамеек морской корабль, набирать из детей команду и командовать, как настоящий капитан. Малышей в эту игру Таня брать не любит.
В конце лета Танина мама вынуждена была уехать в длительную командировку на целых три месяца. Таня во всем старалась помогать бабушке – ставила по утрам молоко на плиту, одевала братишку, делала уборку.
Вскоре наступила осень, и Таня пошла в школу, во второй класс. Учеба в школе ей нравилась. Особенно интересными были встречи с вожатой Зиной, которая разучивала с младшими школьниками песни и играла с ними в разные игры. Теперь Таня, возвратившись из школы, старалась во дворе играть с малышами. Подражая вожатой, она собирала детей вокруг себя и разучивала с ними разные игры. Дома она стала больше времени уделять младшему брату Боре, укладывала его спать и рассказывала сказки.
Долгое отсутствие мамы разбудило в девочке инициативность, она стала более ответственной. Когда в школе после закладки парка остались лишние деревья, Таня попросила отдать их ей. Вместе с соседскими ребятами она посадила эти деревья во дворе своего дома. А когда бабушка пожаловалась на то, что некому наколоть дрова, Таня собралась и пошла на соседнюю стройку. Там она, как взрослая, договорилась с пожилым рабочим Митричем, чтобы тот наколол дрова и сложил их в сарай.
Когда Митрич спросил маленькую хозяйку, как ее зовут, Таня подумала и ответила, что ее зовут Татьяна Петровна. Так Митрич ее и стал называть. Ребята во дворе поначалу смеялись, что маленькую девочку зовут по-взрослому, но Митрич их одернул и пояснил, что такая хозяйственная и самостоятельная девочка имеет право называться по имени-отчеству.
Постепенно все жители дома привыкли звать девочку по-взрослому, Татьяной Петровной. Соседки по дому часто оставляли Тане своих малышей водиться, и вскоре возле дверного звонка появилась табличка, извещающая о том, что Татьяне Петровне следует звонить два раза.
Когда мама Тани вернулась зимой из командировки, она сначала не узнала двор дома, в котором за время ее отсутствия появился сад. А когда она подошла к двери квартиры, то увидела табличку с именем Татьяны Петровны. Мама поначалу испугалась, что ее семья переехала в другое место, но когда на звонок вышла ее дочь, она поняла, что Татьяна Петровна – это и есть ее дочь Таня.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная тема рассказа В.Осеевой «Татьяна Петровна» — воспитание самостоятельности у детей.
Главная мысль рассказа «Татьяна Петровна» заключается в том, что авторитет и степень уважения к человеку определяются не его возрастом, а его делами и поступками. Маленькая девочка Таня своей самостоятельностью и хозяйственностью заслужила право на взрослое имя Татьяна Петровна. Рассказ учит быть инициативным, самостоятельным, помогать во всем близким и друзьям.
В рассказе мне понравилась главная героиня, девочка Таня, которую все стали называть Татьяна Петровна за ее самостоятельность и взрослые поступки.
Какие пословицы подходят к рассказу «Татьяна Петровна»?
Сумей себя показать — люди станут уважать.
Кому Лука, а кому и Лука Кузьмич.