Главные герои рассказа Андрея Платонова «Июльская гроза» — брат и сестра, девятилетняя Наташа и четырехлетний Антошка. Однажды они вдвоем пошли в гости к бабушке, в соседнюю деревню. На днях бабушка позвала их в гости, передав приглашение через местного почтальона.
Дорога по детским меркам была дальней, день был очень жарким, и Антошка быстро устал. Временами Наташе приходилось нести брата на руках. По обеим сторонам дороги стояла высокая рожь, и девочке все время казалось, что оттуда кто-то может появиться и причинить им зло.
Поэтому, когда им встретился незнакомый старик, Наташа вскрикнула. Но старик снял шапку, поклонился детям и пошел своей дорогой. Наташа с братом пошли дальше. Антошка, сидя на спине сестры, уснул и проспал до самого бабушкиного дома.
Бабушка с самого утра поджидала внуков. Ее муж ушел по своим делам, а она готовилась к приходу маленьких гостей, собираясь угостить их блинами. Когда дети пришли, бабушка усадила их в комнате, а сама пошла в подпол за припасами.
Сидеть и ждать бабушку детям было скучно, да еще и Антошку стали донимать мухи. С детской непосредственностью он попросил сестру отвести его домой, к маме. Наташа, которой тоже у бабушки не понравилось, взяла брата и вышла на улицу.
Они пошли по дороге обратно домой, но тут налетел ветер и началась сильная гроза с ливнем. Дети спрятались во ржи и сидели там, пережидая бурю. Потом пошел град, и Наташа стала прикрывать брата собой, чтобы град его не побил. Вскоре град прекратился и начался дождь, сквозь который сверкали молнии.
Антошка с интересом смотрел на молнии и на то, как ветер пригибает рожь до самой земли. Дети еще не успели далеко отойти от деревни и они видели, как бабушка вышла на крыльцо и высматривала их.
Но возвращаться они не стали, и когда дождь утих, снова пошли по дороге. Вскоре их нагнала огромная туча и пошел такой ливень, что стало трудно дышать. Навряд ли Наташа и Антошка сумели бы сами добраться домой, если бы не старик, которого они встретили еще по дороге к бабушке.
Он опять попался детям навстречу и решил помочь им добраться до дому. Старик посадил Антошку в большую кошелку, которую закинул на спину. Потом он взял на руки Наташу и пошел в деревню, где жили дети. Идти с таким грузом ему было трудно, но старик упрямо шел вперед.
Они благополучно добрались до дома, где жили дети. В доме пережидали непогоду и отец ребят и мать, и даже дедушка, который оказывается с утра ушел именно в их деревню. Наташе и Антошке было неинтересно слушать, о чем говорят взрослые и они вышли на улицу. Гроза уже ушла дальше, дождь почти закончился. Антошка предложил сестре завтра снова пойти к бабушке. Он сказал, что теперь ничего не боится и что он любит грозу.
Наташа ничего не ответила брату, не желая ругать малыша за такие неразумные мысли. А потом мама позвала их ужинать.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Платонова «Июльская гроза» заключается в том, что дети воспринимают окружающий мир не так, как взрослые. Им нравится, когда вокруг что-то происходит, и они не любят то, что вызывает у них скуку. Поэтому, когда героям рассказа показалось, что у бабушки скучно, они просто ушли домой, не предупредив ее. И хотя во время грозы дети изрядно напугались, они, тем не менее, восприняли грозу, как интересное приключение. И Антошка даже предложил повторить путешествие к бабушке на следующий день.
Рассказ Платонова «Июльская гроза» учит быть внимательным к детям, не оставлять их в беде и помогать им любой ценой.
В рассказе мне понравился старик, который помог детям во время грозы и принес их на себе домой, невзирая на свой почтенный возраст. Старый человек осознал серьёзность ситуации. Он понимал, что дети такого природного явления, как гроза, боятся. Да и промокнуть никто не рад. Поэтому он, собрав волю в кулак, доставил сам детей домой.
Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Июльская гроза»?
В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Гроза застала в поле — садись на землю.
Доброму человеку помощь не убыток.