Главный герой рассказа Андрея Платонова «Сухой хлеб» — семилетний деревенский мальчик Митя Климов. Отец его умер на войне, дедушка умер от старости и мальчик жил с мамой. Он любил маму и боялся, что она тоже может умереть и он тогда останется один. И хотя мама его успокаивала, говоря, что будет жить еще долго, мальчик стал думать, как бы начать ей помогать, чтобы мама не уставала от работы.
Митя подумал и решил, что ему необходимо поскорее вырасти. Он ушел с поля, где мама пахала пашню, и вернулся в дом. Там лежал свежеиспеченный хлеб. Митя отрезал половину каравая и принялся есть этот хлеб. Есть ему совсем не хотелось, но Митя стремился поскорее вырасти и поэтому старательно жевал хлеб. Потом он еще ел капустную кочерыжку и печеную картошку. От такого количества пищи мальчика стало клонить в сон и вскоре он уснул, положив голову прямо на хлебный каравай.
Когда мама вернулась с работы, она обнаружила, что сын спит и отметила, как сильно надут его живот. На следующий день Митя совсем не хотел есть и только пил воду. Он решил, что уже вырос и сказал маме, что хочет ей помогать в работе. Но мама сказала, что Митя еще маленький, ему надо расти и кормиться. Митя рассердился и сказал, что не хочет кормиться, а хочет сам кормить маму. На эти слова мама улыбнулась Мите и ему показалось, что всё вокруг стало добрым от этой улыбки.
Возле самого дома, где жил Митя с мамой, росла колхозная рожь. В то лето была засуха и растениям было плохо без воды. Митя спросил у мамы, почему же растениям не помогает утренняя роса? Мама сказала, что земля от жары спеклась и роса не может проникнуть в почву.
Тогда Митя пошел домой, взял дедушкину тяпку и, выйдя в поле рядом с домом, начал рыхлить землю возле колосков. Вскоре он отложил тяпку и стал рыхлить землю руками. За этим занятием его и застала сельская учительница.
Учительница спросила, что Митя делает и мальчик сказал ей, что помогает хлебу расти. Учительница удивилась, как же можно помочь хлебу в такую засуху и Митя рассказал ей про росу. Учительница стала помогать Мите рыхлить землю, а перед уходом сказала, что у Мити большое сердце.
На следующий день она пришла на поле с несколькими учениками. Те колоски, возле которых Митя рыхлил землю, стояли веселые и Митя с радостью показал их учительнице. Посмотрев на результат Митиной работы, учительница ушла вместе с учениками, но вскоре они вернулись, вооруженные узкими тяпками и тоже стали рыхлить землю между колосками, чтобы помочь им расти.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Платонова «Сухой хлеб» заключается в том, что в жизни важно думать и анализировать происходящее вокруг, причем делать это следует в любом возрасте. Мальчик Митя умел думать и он нашел способ помочь ржаным колоскам, погибающим от засухи.
Рассказ Платонова «Сухой хлеб» учит не быть равнодушным и любить родную землю.
В рассказе мне понравился главный герой, мальчик Митя, который стремился побыстрее вырасти, чтобы начать помогать маме. При этом Митя не сидел и ждал, когда он вытянется, а помогал реальными делами. Всё живое нуждается во влаге и мальчик стал рыхлить почву, чтобы роса смогла проникнуть к корню растения.
Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Сухой хлеб»?
Добрая мать добру и учит.
Мать кормит детей, как земля людей.
Земля заботу любит.