Главный герой рассказа Юрия Сотника «Архимед» Вовки Грушина» — юный изобретатель Вовка Грушин. Он постоянно что-то придумывал, и работа над изобретениями настолько его захватывала, что сказывалась на учебе. Кроме того, Вовка имел привычку хранить свои изобретения в тайне.
Очередная идея захватила Грушина перед экзаменами и он даже провалил два из них. Увлеченный изобретением, он отказался ехать вместе с другими ребятами в летний пионерский лагерь, но сказал, что будет жить неподалеку, на даче с родителями.
Когда его друзья уже отдыхали в лагере, они получили от Вовки письмо, в котором тот просил помочь ему в испытании его изобретения. Ребятам пришлось ночью плыть на лодках в назначенное Грушиным место. Там они увидели, что же строил Вовка. Это была настоящая подводная лодка, сделанная на основе байдарки.
У подводной лодки Грушина, которая называлась «Архимед», имелся длинный перископ, который одновременно использовался для подачи в лодку воздуха. Кроме того, Вовка придумал специальное устройство, которое позволяло лодке погружаться в воду и всплывать. Это устройство было сделано из бидона и велосипедного насоса.
Ребята донесли подводную лодку к воде и закрепили ее между своими лодками. Они предложили изобретателю привязать веревки к лодке, чтобы поднять ее со дна при необходимости, но Грушин отказался от страховки, поскольку был уверен в своем изобретении.
Вовка забрался в лодку и друзья помогли закрыть ему люк. После этого они отвязали веревки и подводная лодка опустилась на дно. Над водой теперь виднелся только край трубы, через которую Грушин дышал и переговаривался с ребятами.
Прошло несколько минут, и Вовка стал выкачивать насосом воду из бидона, чтобы лодка всплыла. Но как он не старался, лодка всплывать не хотела. Через два часа ребята поняли, что Грушина надо спасать. Тем более, что через люк в лодку начала просачиваться вода.
Сначала ребята пытались подвести под лодку веревку, чтобы вытащить ее на поверхность. Но вскоре они поняли, что не смогут этого сделать и решили плыть в лагерь за помощью. Там они подняли тревогу, объяснили ситуацию и все обитатели лагеря отправились спасать Грушина.
Несколько ребят, которые хорошо умели нырять, подвели веревки под затонувшую подводную лодку и ее подняли на поверхность. Промерзшего изобретателя доставили в лагерь и принялись отпаивать горячим чаем. Когда ребята спросили у Грушина, как он делал расчеты лодки, тот сказал, что никаких расчетов не делал, а строил лодку «на глазок». Это и привело к тому, что лодка отказалась всплывать.
А потом один малыш спросил у Вовки, кто такой Архимед и Грушин ответил, что Архимед – это полководец.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Сотника «Архимед» Вовки Грушина» заключается в том, что успех в реализации сложных технических проектов невозможен без твердых знаний. Вовка Грушин этого не понимал и с пренебрежением относился к учебе. В результате, его подводная лодка затонула, а конструктора лодки пришлось спасать.
Рассказ Сотника «Архимед» Вовки Грушина» учит серьезно относиться к учебе и продумывать последствия своих действий.
В рассказе мне понравились друзья Вовки Грушина, которые сделали все возможное для того, чтобы спасти незадачливого изобретателя. Определенное уважение вызывает и сам Грушин — человек, стремящийся что-то сконструировать, изобрести, всегда в цене. Но особое искусство — это всё правильно рассчитать. Вот на этом главный герой рассказа споткнулся. Ему надо быть более скрупулёзным, более дотошным. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Хотелось бы, чтобы Вовка это понял и в следующий раз добился бы более успешного результата.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Архимед» Вовки Грушина»?
Не зная броду, не суйся в воду.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Знания – половина ума.
Допустить ошибку можно — главное вовремя её исправить.