Главные герои рассказа Юрия Сотника «Исследователи» — учитель по имени Николай Николаевич и студент-практикант, от лица которого ведется рассказ. Однажды практикант присутствовал на уроке Николая Николаевича. Тот читал ученикам стихотворение Лермонтова.
Все ученики внимательно слушали учителя, но в какой-то момент двое из них стали шептаться, глядя куда-то под потолок. Николай Николаевич сначала сделал одному из них, Анатолию, замечание. Но шепот продолжался и учитель потребовал, чтобы Анатолий покинул класс. Он велел ученику подождать его возле учительской.
Однако, после ухода Анатолия тишина в классе не восстановилась. Ученики тоже смотрели куда-то под потолок и хихикали. Учитель посмотрел в ту сторону, и увидел, что в вентиляционной решетке под потолком виднеется чье-то лицо. Потом лицо скрылось из виду, и Николай Николаевич выбежал из класса. Практикант последовал за ним.
От дворника стало известно, что из помещения котельной можно было попасть в вентиляционные ходы, пронизывающие всю школу. Учитель и практикант дождались, когда из вентиляции выбрались два ученика, и задержали их. Когда Николай Николаевич спросил у ребят, что они делали в вентиляции, те ответили, что исследовали ее. Учитель поставил ребятам на вид, что они пропустили урок и отправил их к учительской, чтобы позднее поговорить с ними.
Потом он попросил дворника закрыть вентиляционную дверку на замок. Дворник ушел искать замок, а Николай Николаевич решил посмотреть, что из себя представляют вентиляционные ходы. Он сказал, что теперь таких ходов не строят, потому что у современных зданий тонкие стены.
Внутри шахты оказались металлические скобы, по которым можно было подниматься вверх. Николай Николаевич заинтересовался ходами и стал осматривать их. Практиканта он позвал с собой. Но, пока они находились внутри вентиляции, пришел сторож с замком и запер вход в шахту. Учитель и практикант оказались в западне.
Поднимать шум Николай Николаевич не хотел, и он попросил практиканта поискать такое место внутри вентиляции, откуда можно было бы сообщить о ситуации, не привлекая к себе особого внимания. Практикант долго ползал по вентиляционным ходам и нашел только два места, пригодные для вызова помощи. Одна вентиляционная отдушина нашлась в учительской, где в это время шло заседание педсовета, а другая – в коридоре, где Николая Николаевича ждали трое провинившихся учеников.
Практикант вернулся к учителю и рассказал о найденных отдушинах. Николай Николаевич подумал и решил обратиться за помощью к ребятам. Он сказал, что ребята ни за что не проболтаются о ситуации, в которую попали учитель и практикант.
Практикант снова пробрался к той отдушине, где стояли ребята и объяснил им, что случилось. Ребята прибежали в котельную и открыли замок с помощью гвоздя. Учитель и практикант оказались на свободе.
Но помощь, оказанная учителю, не освободила ребят от воспитательной беседы. Целых полчаса ребята слушали Николая Николаевича, а в конце разговора один из них не удержался и спросил, зачем учитель полез в вентиляцию? Николай Николаевич подумал и сказал, что его лукавый попутал. Мальчишки остались довольны его ответом.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Сотника «Исследователи» заключается в том, что чрезмерное любопытство может привести к неприятностям. Ребята, забравшиеся в школьную вентиляцию, были задержаны учителем, и им пришлось прослушать нравоучительную речь Николая Николаевича.
Рассказ Сотника «Исследователи» учит не увлекаться авантюрами и серьезно относиться к учебе, не пропускать уроков.
В рассказе мне понравился учитель Николай Николаевич, который, имея строгий характер, был справедлив со своими учениками. Николай Николаевич, несмотря на свой серьёзный статус, оказался человеком, не лишённым любопытства. Ему было интересно, что и как устроено. В сложной ситуации он не растерялся, не запаниковал, а быстро просчитал пути спасения. Николай Николаевич доверял своим ученикам, и они его не подвели.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Исследователи»?
Шути, да знай меру.
Дорога помощь вовремя.
Строг, но справедлив.