Главные герои рассказа Юрия Сотника «Песок» — школьники, отдыхающие в пионерском лагере. Ребята третьего звена первого отряда были известны во всем лагере своим мастерством и изобретательностью. Поэтому, когда они узнали, что ремонт лодки поручили четвертому звену, а третье звено будет вместе со всеми посыпать песком линейку, ребята обиделись. Звеньевой Демьян даже пошел разговаривать на эту тему с вожатым Яшей, но Яша сказал, что третье звено зазналось и даже назвал ребят белоручками.
Потом Яша подумал и сказал, что если четвертое звено добровольно откажется ремонтировать лодку, тогда он не будет возражать против замены. Третье звено заявило, что это маловероятно и никто добровольно от интересной работы не откажется. Но Яша предложил убедить четвертое звено в том, что работа с песком тоже может быть интересной.
Вечером звеньевой Демьян попытался было убедить четвертое звено в том, что с песком работать интереснее, но эта попытка особого успеха не имела. Да и сам Демьян вдруг замолчал, как будто что-то придумал.
На следующий день старший вожатый объявил, что планы изменились. Он сказал, что четвертое звено будет ремонтировать лодку, как планировалось, а третье звено берется без посторонней помощи засыпать всю линейку песком. Поэтому все остальные пионеры пойдут в лес собирать землянику.
Ребята зашумели и попытались выведать, как восемь человек смогут выполнить такую большую работу. Но старший вожатый не стал раскрывать секрет.
Как потом выяснилось, Демьяну пришла в голову идея, что песок, который находился на другом берегу реки, можно не носить в носилках, а сделать канатную дорогу с подвесным ящиком. Противоположный берег реки был высоким, и ящик мог своим ходом переезжать через реку по наклонному тросу.
До самого обеда третье звено сооружало канатную дорогу из стального троса, который натянули между двумя деревьями. После обеда и тихого часа состоялось испытание дороги. Ящик, подвешенный на блоке, наполнили песком и отправили в лагерь. Но тяжелый ящик так разогнался, что при ударе о землю развалился на части.
Старший вожатый посоветовал придерживать груз при его спуске по тросу. Разбитый ящик заменили большим бочонком, и работа по засыпке линейки песком закипела. Всем, кто наблюдал за работой канатной дороги, тоже хотелось поучаствовать в таком интересном деле. И зрители наперебой просили мальчишек из третьего звена дать им поработать.
К вечеру линейка была засыпана песком. Трудовая деятельность продолжилась и на следующий день, потому что все ребята, жившие в лагере, хотели поработать на канатной дороге. Только на третий день старший вожатый остановил работы, сказав, что иначе лагерь превратится в пустыню Сахару.
Но третье звено не позволило простаивать канатной дороге попусту. Ребята сделали макет ястреба и подвесили его вместо бочонка. Макет летал над рекой, а ребята обстреливали его шишками.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Сотника «Песок» заключается в том, что любую работу легче выполнять, если сделать ее интересной. Пионеры третьего звена обладали фантазией и выдумкой и они придумали способ, как скучное перетаскивание песка с одного берега реки на другой превратить в увлекательное занятие.
Рассказ Сотника «Песок» учит быть изобретательным и находчивым, не пасовать перед скучной или трудной работой, а искать интересные и эффективные способы ее выполнения.
В рассказе мне понравились главные герои, пионеры третьего звена, которые проявили выдумку и фантазию и справились с порученной им работой. Можно сделать предположение, что и в будущем, выполняя какую-либо рядовую работу, ребята будут подходить к ней творчески, с желанием.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Песок»?
Чем зазнаешься, на том и сломаешься.
Попытка не пытка, а спрос – не беда.
Находчивость – великая сила.
Ищи в труде радость.