Главные герои рассказа Юрия Сотника «Внучка артиллериста» — школьник Алеша Тучков и его одноклассница Даша Климова. Случилось так, что мама Алеши долго не заглядывала в его школьный дневник и Алеша расслабился, стал хуже учиться.
Это привело к тому, что учебу Алеши стали обсуждать на заседании пионерского звена. Звеньевая по имени Зоя обрушилась на отстающего ученика с критикой и предлагала поговорить с его родителями, но девочки, жившие с Алешей в одном доме, вступились за него и сказали, что у него дома тяжелые условия, от этого у него расшаталась нервная система и он хуже стал учиться.
Алеша, хоть и знал, что условия у него дома были нормальные и с нервами у него все в порядке, возражать не стал. Для него важно было, чтобы разговор с родителями не состоялся. Позднее к обсуждению подключилась учительница, которая предложила помочь Тучкову с учебой и назначила ему в помощницы отличницу Дашу Климову.
На следующий день, когда закончились уроки, Даша Климова сказала Тучкову, что заниматься они будут у нее дома. По дороге она пояснила, что дома у нее условия гораздо тяжелее, чем у Алеши и учительница об этом прекрасно знает. Тем не менее Даша учится отлично, не взирая на все помехи.
Даша рассказала, что к ним приехала тетя с тремя детишками, которые целый день шумят. А еще она рассказала, что ее дедушка был артиллеристом и ему приходилось решать математические задачи прямо во время боя.
Даша Климова жила в старом деревянном доме, предназначенном под снос. Вокруг дома вовсю шла стройка и шумели строительные механизмы. В дополнение к этому по дому носились три сорванца, которые тоже создавали изрядный шум.
Даша усадила Алешу за кухонный стол и велела решать задачу, а сама принялась варить суп для малышей. Поначалу Алеша никак не мог сосредоточиться на задаче из-за шума, но потом он представил себя артиллеристом в боевой обстановке и решение задачи начало понемногу вырисовываться.
Алеша настолько сосредоточился на задаче, что перестал обращать внимание на посторонний шум. В итоге задачу ему удалось решить. А когда он уходил от Климовой, его нервная система была уже в полном порядке.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Сотника «Внучка артиллериста» заключается в том, что всё познается в сравнении. Ученик Алеша Тучков внушил себе, что у него дома тяжелые условия и от этого ему трудно учиться. Но когда он побывал дома у Даши Климовой, круглой отличницы, то понял, что она живет в гораздо более тяжелых условиях, но ее учебе они нисколько не мешают.
В рассказе показано, что для целеустремлённого человека нет преград. А если у тебя мотивации к хорошей учёбе не хватает, то не стоит это списывать на какие-то условия. У ученика должна быть цель — получить максимально возможное количество знаний, приобрести умения. И ничто не должно этому помешать.
Рассказ Сотника «Внучка артиллериста» учит ответственно относиться к учебе и не расслабляться, даже если родители не проверяют школьный дневник.
В рассказе мне понравилась Даша Климова, которая не обращает внимания на житейские трудности и учится на отлично.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Внучка артиллериста»?
У Егорки всегда отговорки.
Тяжело в учении, легко в бою.
Терпение и труд все перетрут.
Всякая душа измеряется величиной своего стремления.