Главные герои рассказа Юрия Яковлева «Речки-березки» — мальчик по имени Игорь и его бабушка. Однажды Игорь нашел в доме старую папку с бумагами. Он открыл папку и увидел в ней рисунки, выполненные красками. Рисунки были старыми. Они были на бумаге, пожелтевшей от времени. На каждом листочке была подпись – Зина Брусничкина.
Игорь спросил у бабушки, что это за рисунки, и кто эта девочка по имени Зина. Бабушка помолчала и сказала, что это ее рисунки, которые она рисовала, когда еще была девочкой и жила в деревне.
Бабушка рассказала Игорю о своем детстве. Однажды отец купил ей краски, а она не знала, что с ними делать и даже пробовала их лизать. В тот день в их доме работал печник, дядя Сергей. Он показал маленькой Зине, на что способны краски – нарисовал на бумаге речку, лес и солнце.
Зине понравилось то, что могут творить краски, и она попросила дядю Сергея научить ее рисовать. Тот сказал, что она может приходить к нему учиться, вот только живет он далеко, в соседней деревне.
Тогда Зина решила сначала в точности повторить рисунок печника, а потом уже идти к нему учиться. Но краски ее не слушались, и Зина потратила много дней, пока у нее не получился такой же красивый рисунок, как у дяди Сергея.
Но когда она сравнила рисунки, то увидела, что они совершенно разные. Девочка не могла понять, в чем дело и где она ошиблась. Поэтому она собралась и отправилась к печнику. На дворе стояла зима, на улице мела метель, но Зину это не испугало.
Лишь поздней ночью она добралась до дома печника и с трудом до него достучалась. Дядя Сергей думал, что случилась какая-то бела, но Зина сказала ему, что хотела показать свой рисунок. Дядя Сергей не стал на нее ругаться, он понял, почему девочке не терпелось показать ему свой рисунок. Когда он рассмотрел рисунок, то сказал, что Зина счастливая, потому что у нее теперь есть своя радость. А когда Зина спросила про обучение рисованию, печник сказал, что она сама научилась рисовать не хуже, чем он.
Когда бабушка закончила свой рассказ, Игорь посмотрел на рисунки совсем другими глазами. Поначалу он не понимал, зачем бабушка хранила эти листки много лет, а теперь, глядя на рисунок, он слышал, как журчит речная вода и как шелестят листья. А еще, глядя на бабушку, он увидел в ней ту самую Зину Брусничкину, которая сама научилась рисовать.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Яковлева «Речки-березки» заключается в том, что человек должен помнить о прошлом, чтобы не стареть душой и быть счастливым. Бабушка Игоря долгие годы хранила папку со своими детскими рисунками, и когда она посмотрела эти рисунки, то вспомнила свое детство и рассказала внуку о том, как училась рисовать.
Рассказ Яковлева «Речки-березки» учить быть упорным и терпеливым, всегда достигать поставленной цели. Девочка Зина решила, что не пойдет учиться рисовать, пока не сумеет повторить рисунок печника. Когда она сумел это сделать, оказалось, что она научилась рисовать не хуже самого печника.
В рассказе мне понравилась Зина Брусничкина, которая быстро поняла, что с помощью красок можно создать красоту. Она сама пришла к мысли о том, что для начала надо хоть немного научиться рисовать самой. А только потом брать уроки.
Какие пословицы подходят к рассказу Яковлева «Речки-березки»?
Поищешь — найдешь, захочешь — добьешься.
Не боги горшки обжигают.
Не будь тороплив, будь памятлив.