Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Кочерга» — сотрудники одного учреждения, которое размещалось в доме с печным отоплением. В здании было шесть печей, за которыми следил истопник, который ходил по этажам с кочергой. Однажды об эту кочергу случайно обожглась одна из сотрудниц, и директор принялся распекать истопника.
Истопник в свое оправдание сказал, что эта кочерга у него единственная и поэтому он всегда носит ее с собой. Истопник добавил, что если бы возле каждой печки была своя кочерга, ему бы не пришлось расхаживать с кочергой по учреждению.
Директор был человеком дела, и он сразу стал диктовать машинистке требование на склад. Но когда он дошел до фразы, в которой должен был указать количество, то споткнулся, потому что не знал, какое слово следует употребить с числом «пять». Он понимал, что написать «пять кочерг» будет неправильно.
Служащие стали думать и решать, как поступить в такой ситуации. Один из них предложил составить два требования: на три кочерги и на две кочерги. Но директор не хотел разводить бюрократию и от такого решения отказался.
Секретарь директора хотел позвонить в Академию наук, чтобы узнать правильное написание слова, но директор не позволил ему беспокоить ученых такой чепухой. Он поступил по-другому – вызвал к себе истопника и стал допытываться, как бы тот сказал в таком случае. Истопник употребил слово «кочерыжек». Этот ответ директора не удовлетворил и он дал поручению юридическому отделу так составить требование, чтобы не пришлось употреблять слово «кочерга» с числом «пять».
Когда один из юристов справился с его заданием, пришла машинистка, которая узнала у своей матери, тоже работавшей машинисткой, что правильно следует писать «кочерег» или «кочерг».
Тут же было составлено новое требование, которое отправили на склад. Но со склада пришла резолюция с отказом в связи с отсутствием «кочережек».
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Кочерга» заключается в том, что важные вопросы следует решать кардинальным образом. Директор учреждения пытался обеспечить каждую печь кочергой, в то время, как ему следовало озаботиться переводом здания на паровое отопление, потому что прогресс движется вперед и люди стали забывать такие старые слова, как «кочерга».
Рассказ Зощенко «Кочерга» учит серьезно относиться к изучению русского языка в школе, чтобы впоследствии не возникало таких курьезных ситуаций, какая случилась в учреждении с печным отоплением.
В рассказе мне понравился молодой юрист, который так составил требование на склад, что не пришлось упоминать слово «кочерга» вместе с числом «пять».
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Кочерга»?
В бане веник господин, в печи – кочерга.
Век живи – век учись.
Грамоте учиться всегда пригодится.