Исаакиевский собор — самое грандиозное и величественное здание современного Санкт-Петербурга. Собор до сих пор поражает жителей северной столицы и многочисленных туристов своей величественностью и монументальностью. А представьте себе, какой диковинкой было это уникальное строение для людей, живших в XIX веке!
Интересное описание внешнего вида Исаакиевского собора и его внутреннего убранства, сделанное одним из свидетелей строительства храма практически сразу после его постройки, дает нам возможность узнать, как выглядел этот шедевр архитектуры в XIX веке.
Описание Исаакиевского собора
…Несмотря на всю грандиозность храма, чуть ли не лучшего и замечательнейшего в мире, — общий вид его чрезвычайно прост. Кажется, что это гигантский прямоугольный каменный ящик, на котором поставлен менее гигантский купол, представляющийся, благодаря колоссальной вышине ящика, малым и как бы утонувшим в него. На каждой стороне квадратного корпуса находятся классические портики, а вокруг главного купола обвита круглая колоннада. Проведя взгляд от купола, вы встречаетесь с прямыми основаниями, стушевывающимися с четырьмя колокольными башенками и скульптурными украшениями по углам верхнего края корпуса. Все четыре портика состоят из колонн цельного гранита, утвержденных на таких же террасах. На портиках устроены великолепные фронтоны с барельефами, которые опираются всей своей тяжестью на гранитные колонны-монолиты, в 8000 пудов каждая. Число колонн в портиках неодинаково: в северном и южном – по шестнадцать, а в восточном и западном – по восемь. Мраморные своды портиков разделены по длине на три части: два боковых – плоские, а средний имеет сферическую форму. Своды отделаны выбивными медными розетками, головками херувимов, гирляндами и другими украшениями. Поле в портиках представляет шахматный рисунок из белого мрамора, красного и серого гранита.
Три портика служат преддверием собора с громадными бронзовыми дверями, а восточный портик прикрывает три полукруглых окна. В северном и южном портиках устроено по две ниши, с тремя малыми дверями каждая и барельефом над ними. Полукруглый барельеф венчает каждую большую дверь. Точно так же, великолепные барельефы украшают фронтоны, а крыши портиков – статуи евангелистов и апостолов. Большая часть скульптурных работ принадлежит скульптору Витали; лучшим барельефом считается «Поклонение волхвов», затем «Св.Исаакия и императора Феодосия». Этот барельеф замечателен по своей исторической составляющей: в лице Феодосия изображен Александр I, а в лице жены – супруга его; в фигурах царедворцев – князья Волконский и Оленин, а далее – Монферран с храмом в руке. На фризе каждого фронтона надписи: на северном – «Господи, силою твоею возвеселится царь», на южном – «Храм Мой храм молитвы наречется», на восточном – «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки», и на западном – «Царю царствующих».
Обходя вокруг, легко заметить в стенах окна с небольшими колоннами, с угловыми желобчатыми пилястрами. Вдоль стены видны фундамент из красного гранита и два небольших карниза, ниже окон; на высоте капителей портиков идет широкий карниз, лежащий на колоннах темно-малинового широкого фриза и рельефного сложного карниза; над карнизом – стенка или аттик, состоящий из фундамента, двух статуй над угловыми пилястрами и менее сложного карниза. Главный купол опирается на круглую колоннаду, основанную на высоком постаменте и состоящую из двадцати четырех пустых колонн, весом каждая в 4000 пудов, с рельефным карнизом и аттиком в виде балюстрады, по верхнему краю которой укреплены статуи; из-за них видны окна купольного тамбура. Над куполом – фонарь с пилястрами коринфского ордена, решеткою вокруг основания и ажурным крестом над полумесяцем.
Купол состоит из трех отдельных сводов. Первый из них, видимый изнутри собора, сферической формы; второй – конический, украшенный медными лучами и оканчивающийся под фонариком; а третий, золоченый, видимый снаружи. Два первых состоят из чугунных ребер, укрепленных на чугунном кольце, положенном поверх тамбура большого купола, а золоченая крыша купола держится на железных стропилах, которые прикреплены к ребрам конического свода. Между ребрами двух сводов положены цилиндры (или гончары) из обожженной глины. Общая тяжесть купола равняется, несмотря на пустоту 24 колонн, 136000 пудов. В куполе 24 окна; между чугунными столбами, поддерживающими стропила, от окон аттики до самого фонарика, проложена под крышей винтообразная лестница, по которой, через отверстие, можно выйти за решетку, окружающую фонарик. Четыре небольших четырехугольных колокольни представляют из себя фронтоны, опирающиеся на колонны, увенчанные шарообразными куполами, под которыми висят массивные колокола. Самый большой из них, находящийся на северо-западной колокольне, весит 1800 пудов, а в северо-восточной – 1000 пудов. Меньший, в 900 пудов, находится в юго-восточной колокольне.
Все здание, как внутри, так и снаружи, облицовано дорогим итальянским, французским и олонецким мрамором. На одну внутреннюю отделку пошло более полумиллиона пудов мрамора. Под каждой из колонн положен серебряный рубль чеканки 1837 года, а под главной колонной лежит платиновая медаль с изображением самодержца Николая I.
В собор ведут три больших и четыре малых боковых двери. По размерам главные двери самые большие на свете. В художественном отношении они лучше многих произведений подобного рода. Внутренность собора устроена параллелограммом, в восточной стороне которого находится главный алтарь, а по сторонам последнего – два малых алтаря. Между малахитовыми колоннами главного алтаря, сквозь арку в главном иконостасе, виднеется иконостас, белый, прозрачный, с блестящей позолотой украшений, увенчанный ярко позолоченной группой «Преображения Господня».
В стенах, обложенных мрамором, виднеется инкрустация. Главный иконостас – трехъярусный, с иконами из мозаики. Своды покрыты украшениями, группами и живописью. Плафоннная живопись исполнена художником Бруни. Плафон главного купола, изображающий Божию Матерь, окруженную святыми, равно как апостолы и евангелисты в палузах больших сводов, исполнены Брюлловым и Басиным. Две группы над малыми иконостасами – работы Пименова.
Сам иконостас, из белого статуйного мрамора, поднят почти до сводов. В нем восемь колонн и два пилястра высотой в 43 фута, из малахита, с позолоченными капителями и базами. По сторонам царских врат поставлены две драгоценные колонны из ляпис-лазури. Внутри колонны пусты: они состоят из чугунных цилиндров, по которым и наклеены малахит и ляпис-лазурь. Над царскими вратами – группа Иисуса Христа на престоле, с правой стороны его – Божья Матерь, с левой – евангелист Иоанн. Большинство икон в иконостасе – из мозаики. Запрестольный образ писан особым способом на стекле, в Мюнхене, и представляет собой благословляющего Спасителя во весь рост. Занимая всю амбразуру окна, он кажется прозрачным.
В храме насчитывается 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Над дверями замечательные барельефы работы Витали и Логановского. Пол в храме сделан из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Средняя часть его украшена флорентийской мозаической розеткой. В главном куполе помещается 12 больших и 40 меньших фигур ангелов, патриархов и пророков. Все фигуры в куполе позолочены. Соборная утварь храма весьма драгоценна, так как приготовлена исключительно из серебра и золота…
Величественен человек в своих деяниях. Величественны деяния, оставленные потомкам…