Главные герои рассказа Аркадия Аверченко «Разговор в школе» — ученики и учительница. Во время урока, который проходил в теплый, солнечный день, один из учеников, Капитон Кругликов, которому совершенно не хотелось сидеть в душном классе, спросил учительницу, для чего нужно учиться?
Учительница объяснила Капитону, что учиться надо для того, чтобы стать образованным и культурным человеком. Когда же Капитон поинтересовался, что такое культура, учительница решила привести пример. Она рассказала, что в большом городе под названием Нью-Йорк есть много высотных домов с лифтами, трамваи, электричество, и все это появилось благодаря культуре. А до того, как появился Нью-Йорк, на этом месте были непроходимые леса, в которых жили злобные индейцы, ведущие примитивный образ жизни.
Приведя такой пример, учительница предложила сравнить, когда жить лучше – сейчас, в современном культурном городе или в древние времена, в диком лесу. Она поинтересовалась мнением Капитона Кругликова, а тот неожиданно заявил, что раньше жить было лучше.
Учительница растерялась и стала спрашивать мнения других мальчиков, но все они единодушно заявили, что жить на природе и вести дикий образ жизни для них гораздо лучше, чем жить в современном городе. Никакие аргументы учительницы на мальчишек не действовали, они упорно стояли на своем.
Тогда учительница решила обратиться к девочкам, но ожидаемой поддержки от них не получила. Девочки тоже склонялись в пользу дикого образа жизни, аргументируя это тем, что в лесу растет много цветов, и водятся бизоны, которых девочки почему-то считали милыми.
Не сумев доказать ученикам преимущества культурной жизни в городе, учительница рассердилась и сказала, что все ученики будут сидеть в классе до тех пор, пока не решат заданную им задачу. Ребята сосредоточились и все вовремя решили задачу, кроме одной девочки, которая просидела в классе до темноты, потому что думала о бизонах.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Аверченко «Разговор в школе» заключается в том, что дети и взрослые воспринимают мир по-разному, и это необходимо учитывать в беседах с детьми. Учительница, желая доказать ученикам необходимость учебы, сделала упор на преимущества жизни в современном городе, но детям больше по душе был первобытный образ жизни, который неразрывно связан с природой. Попытка учительницы доказать, что жизнь в городе лучше, чем жизнь в лесу, успехом не увенчалась.
Рассказ Аверченко «Разговор в школе» учит тщательно продумывать аргументы, которые используются в разговоре с детьми. Чтобы правильно вести разговор с ними, взрослому человеку необходимо уметь рассматривать ситуацию с позиции ребенка, и тогда разговор будет более успешным.
В рассказе мне понравились ученики, которые дружно отстаивали свою точку зрения в споре с учительницей. Дети любят природу, свежий воздух, простор, и променять природу на что-либо другое им сложно.
Какие пословицы подходят к рассказу Аверченко «Разговор в школе»?
Учение – не развлечение, а необходимость.
На вкус, да на цвет спора нет.
Природа никогда не предаст душу, любящую ее.