Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Фантомас» — обычные московские школьники. В те времена, о которых говорится в рассказе, был очень популярен фильм «Фантомас», в котором таинственный злодей в маске все время подбрасывал героям фильма угрожающие записки в самых неожиданных местах.
Подражая Фантомасу, ребята тоже стали писать похожие записки, подбрасывая их местным жителям. В результате, с ребятами провел беседу местный участковый, который сказал, что эта игра бессмысленна, потому что она ничего не развивает в детях.
Постепенно интерес к игре угас, но, спустя какое-то время, таинственный Фантомас вновь активизировался. Он стал писать угрожающие записки старому учителю, жившему в доме одного из героев рассказа. Записки эти Фантомас подвешивал к почтовому ящику учителя.
Но учитель не испугался содержания записок. Более того, он красным карандашом исправил в первой записке все ошибки, внизу написал свои замечания и поставил жирную красную единицу. Фантомас не замедлил с ответом, но учитель нашел и во второй записке ошибки, и снова написал замечания, на этот раз поставив неграмотному Фантомасу двойку.
Между Фантомасом и старым учителем завязалась своеобразная переписка, которой, казалось бы, не будет конца. Но однажды в классе был проведен диктант, который по мнению учеников был очень трудным. Многие из них получили неудовлетворительные оценки. И только про Мишу Слонова учительница сказала, что он написал диктант более-менее прилично.
А на следующий день на двери старого учителя появилась записка от Фантомаса, в которой тот благодарил учителя и сообщал, что впервые в жизни сумел получить тройку по русскому языку.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Драгунского «Фантомас» заключается в том, что безграмотный человек не может претендовать на уважительное и серьезное к себе отношение. Старый учитель это хорошо понимал, поэтому он не испугался записок таинственного Фантомаса, увидев, насколько безграмотно тот пишет.
Рассказ учит ответственно подходить к учебе, стремиться к знаниям и не увлекаться глупыми и бессмысленными играми.
В рассказе мне понравился старый учитель, который научил уму-разуму безграмотного Фантомаса.
Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Фантомас»?
Играй, да не заигрывайся.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что у глупого на уме, то и на языке.