Главный герой рассказа Юрия Сотника «Ищу Троекурова» — мальчик, которого звали Алеша. Он любил читать и рано познакомился с таким замечательным произведением Пушкина, как «Дубровский». Алеше настолько понравилась книга, что он никак не мог от нее оторваться и даже читал ее ночью под одеялом, подсвечивая страницы фонариком.
Когда повесть была прочитана, Алеше очень захотелось быть похожим на Дубровского. Он решил сделать маску, как у благородного разбойника, пойти на улицу и проучить какого-нибудь негодяя, похожего на Троекурова.
Приготовив маску, Алеша вышел на улицу. Он долго искал подходящее место и человека, похожего на Троекурова. Сначала он решил напасть на мальчика, который шел по улице с бумажным мячиком на резинке и старался в кого-нибудь попасть этим мячиком. От него досталось кошке, потом петуху, а затем мальчик попал своим мячиком прямо в лоб какой-то девочке.
Но приглядевшись к мальчишке, Алеша передумал на него нападать, потому что понял, что не справится с ним. Тогда Алеша пошел в городскую рощу и там стал искать объект для нападения. Пару раз он пугал взрослых прохожих выстрелами из игрушечного пистолета и убегал после этого.
Но потом он встретил нарядного мальчика, который шел по дорожке с новеньким барабаном. Алеша наставил на мальчика игрушечный пистолет и велел отдать барабан. Мальчик испугался, безропотно отдал игрушку, а потом убежал с криками: «Мама!».
Тут Алеша тоже испугался и побежал прочь, потеряв свой пистолет и маску. Он бежал, не останавливаясь до самого дома. Весь вечер он вспоминал мальчика с барабаном и никак не мог понять, зачем напал на малыша.
Потом он подумал, что малыш вернулся с мамой на это место и забрал барабан. Алеше захотелось проверить это, но он никак не мог заставить себя пойти в рощу. Лишь через несколько дней он пришел туда и стал искать то место. И он бы не нашел барабан, если бы не дождь, который стучал каплями по игрушке и обозначил тем самым место, где она лежала.
Алеша постоял над барабаном и ушел. Больше он в тот год в рощу не приходил. Эта история принесла ему определенную пользу. Если впоследствии Алеша получал подзатыльник от кого-нибудь старше себя, он спокойно шел дальше, думая о том, кем же себя представлял мальчишка, напавший на него.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что подражая кому-либо, люди часто забывают о помыслах и стремлениях объекта подражания. Дубровский нападал только на плохих людей, а Алеша, увлекшись игрой в благородного разбойника, напал на малыша, который ничего плохого никому не делал.
Рассказ учит не увлекаться глупыми играми, а внимательно читать литературные произведения, чтобы понимать мотивы поступков главных героев.
Как я отношусь к Алёше? Алёша, хоть и допускал ошибки, но в склонности к анализу своих ошибок ему не откажешь. К подзатыльникам, полученным впоследствии от старших, он относился с пониманием. Он размышлял о том, кем же представлял себя мальчишка, атакующий его.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Ищу Троекурова»?
Играй, да не заигрывайся
Книга — книгой, а своим умом двигай.
В ком есть стыд, в том и совесть.
Анализируя ошибки, сделанные вчера, мы стараемся избежать ошибок дня сегодняшнего и завтрашнего.