Мореплавание с давних времен помогало людям доставлять ценные грузы из одной страны в другую. Но особенности рельефа нашей планеты Земля приводили к тому, что из некоторых стран грузы в Европу приходилось доставлять очень длинным путем. Так, например, чтобы привезти товары из Китая или Индии, мореплавателям приходилось огибать всю Африку, а попасть из Атлантического океана в Тихий океан можно было только обогнув Южную Америку.
Эти обходные маршруты имели длину в тысячи километров, и торговые корабли тратили много времени и усилий на доставку грузов. Однако, еще с глубокой древности, люди знали, что Красное море, которое соединяется с Индийским океаном, отделено от Средиземного моря, имеющего выход в Атлантический океан, небольшим перешейком, который находится на территории Египта.
И в первой половине XIX века началось строительство судоходного канала, который должен был соединить Средиземное и Красное моря. В строительстве принимали участие десятки тысяч рабочих из Египта и европейских стран. Работать приходилось в пустыне, и для снабжения строителей пресной водой был прорыт отдельный канал от реки Нил.
17 ноября 1869 года канал, который назвали Суэцким, был открыт для движения судов. На момент открытия длина канала составила 160 километров. С появлением Суэцкого канала отпала необходимость совершать плавание вокруг Африки длиной около 8 тысяч километров, и корабли с товарами из Индийского океана сразу попадали в Средиземное море, а оттуда грузы доставлялись в разные страны Европы и в Америку.
Большим преимуществом Суэцкого канала является одинаковый уровень воды в Красном и в Средиземном море. Поэтому на Суэцком канале отсутствуют шлюзы, гигантские перегородки для воды, позволяющие судам перемещаться между водоемами с разным уровнем воды. Такого преимущества нет у Панамского канала, который был построен на Панамском перешейке для прохода судов из Атлантического океана в Тихий океан.
Панамский канал поначалу тоже пытались построить без шлюзов. Строительство канала началось во второй половине XIX века, было потрачено много сил и средств, но из-за ошибок в проектировании строительство было прекращено. Оно возобновилось в 1904 году, и проводилось по новому проекту, который уже предусматривал шлюзы и использование природных озер.
Первое судно прошло по этому каналу в 1914 году, но официальное открытие этого грандиозного гидротехнического сооружения состоялось лишь в 1920 году. Длина Панамского канала составила 82 километра, он оборудован несколькими шлюзами и пропускает через себя до 50 судов в сутки, начиная от маленьких парусных яхт и заканчивая огромными танкерами и контейнеровозами. Канал на своем протяжении проходит через озеро Гатун, и разница уровня воды в канале и Мировом океане составляет 26 метров.
Строительство двух каналов, соединяющих между собой океаны – большое достижение человеческой цивилизации. Подобные уникальные инженерные сооружения меняют жизнь людей к лучшему и дают уверенность в том, что человеку по плечу даже самые сложные и невероятные задачи.