Иван Иванович Козлов, автор «Чернеца» и «Натальи Долгорукой» родился 11 апреля 1779 года в Москве. О детстве Козлова известно, что воспитание получил он дома, на пятом году от рождения был записан в лейб-гвардии Измайловский полк, а 19 февраля 1795 года произведен в прапорщики.
Затем, в 1798 году Козлов был отчислен к статским делам, с переименованием в губернские секретари, и в том же году произведен прямо в коллежские асессоры, будучи в то время всего двадцати лет от роду.
Раннее повышение поощрило молодого человека к дальнейшей служебной деятельности — и вот мы видим Козлова в 1799 году служащим в Герольдии, а в 1807 году — в канцелярии московского главнокомандующего, где он получает, 13 ноября того же года, чин надворного советника.
Около этого времени Козлов познакомился с Жуковским, только что начавшим издание «Вестника Европы». Козлов, умный, хорошо образованный, любезный и весьма красивый молодой человек, бывший душой светского общества тогдашней Москвы, не мог не обратить на себя внимания Жуковского, тем более, что этот молодой человек кое-что смыслил в поэзии и сочувственно относился к произведениям светил европейской литературы того времени.
Молодые люди сблизились, и вскоре искренняя дружба связала их на всю жизнь. Само собой разумеется, что дружба такого человека, как Жуковский, не осталась без влияния на впечатлительную натуру Козлова, будущего певца «Чернеца» и «Натальи Долгорукой», прославивших впоследствии его имя.
В 1809 году Козлов женился на дочери бригадира С.А.Давыдовой, в 1810 — стал отцом, а в середине 1812 года был назначен состоять при комитете для образования военной силы Москвы. 30 августа, за три дня до вступления неприятеля в в Москву, был уволен со службы, вместе с остальными чиновниками. Это побудило его удалиться с семейством в Рыбинск, под родственный кров родных его матери, Хомутовых.
Затем Козлов переехал на службу в Петербург, где 24 июля 1813 года поступил помощником столоначальника в департамент Государственных Имуществ, а 7 октября следующего года произведен в коллежские советники.
Будучи всего двадцати девяти лет от роду, Козлов, на фоне своих служебных успехов уже мечтал о блестящей будущности, как вдруг удар паралича лишил его ног и приковал к постели, с которой он более не вставал. Но этим не ограничились бедствия Козлова. Спустя некоторое время он стал страдать глазами, болезнь усиливалась, и в начале 1821 года Козлов ослеп совершенно. И тогда, отделенный навсегда от внешнего мира непроницаемой завесой вечного мрака, Козлов погрузился в свой внутренний мир, мир поэтических образов — и скоро, поддержанный верой и очищенный страданиями, почувствовал в себе поэта.
Таким образом, горе сделало его поэтом, и никогда ум его не был так деятелен, как в долгие годы страданий. Зная хорошо французский и итальянский языки, он, уже будучи слепым, выучился английскому и немецкому, и все, прочитанное им, оставалась в его памяти надолго, если не навсегда.
Первым поэтическим опытом Козлова обыкновенно считается стихотворение «К Светлане», напечатанное в журнале «Сын Отечества» в 1821 году. За ним последовали: послание «Поэту Жуковскому», «Байрон» и другие, и, наконец, в 1824 году — поэма «Чернец», сразу поставившая имя Козлова наряду с лучшими поэтами того времени. Белинский высокого оценил поэму, поставив ее в один ряд с «Бедной Лизой» Карамзина.
«Чернец», достигнувший в 1827 году третьего издания, имел громадный успех и был несколько раз переведен на французский и итальянский языки. За «Чернецом» последовали «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая», поэма в двух частях (1812), «Безумная», повесть в стихах (1830) и целый ряд стихотворений, частью оригинальных, частью переводных.
Но обе новые поэмы уже не встретили такого радушного приема со стороны публики, каким было почтено появление в свет первой поэмы Козлова. Главная причина сравнительно малого успеха обеих поэм, надо думать, заключалась в том, что они обе, несмотря на видимую разность их содержания, в сущности, были только повторением «Чернеца»: слова другие, но мотив тот же. Тем не менее, обе поэмы, особенно первая, представляют несколько весьма поэтических мест, глубоко прочувствованных и написанных прелестными стихами.
В 1826 году Козлов окончил и напечатал свой стихотворный перевод большой поэмы Байрона «Абидосская невеста». Перевод, благодаря звучным стихам, имел настолько значительный успех, что в 1831 году понадобилась сделать новое издание, вышедшее также в Петербурге.
В 1828 году вышло первое издание «Стихотворений Ивана Козлова», заключающее в себе 48 оригинальных и переводных его пьес. Второе же издание его стихотворений, и, вместе с тем, последнее, сделанное при жизни автора, вышло в свет в 1834 году. Прострадав более двадцати лет, Козлов скончался 30 января 1840 года в Петербурге, где он прожил безвыездно все время своей страшной болезни. Тело поэта погребено на кладбище Александро-Невской Лавры.
Козлов был человек образованный, знал английский, немецкий и итальянский языки, прекрасно владел французским, отличался большой начитанностью и удивительной памятью, хранившей не только всего Расина, выученного им в молодости, но и целые поэмы английских и итальянских поэтов, которые он запомнил уже в годы тяжкой болезни.
Несмотря на свои недуги, Козлов до конца жизни сохранил живость характера и жар в разговоре. Любимый публикой и уважаемый всеми литературными партиями, он находился в самых дружеских отношениях со многими известными людьми, среди которых были Пушкин, Жуковский, Баратынский, братья Тургеневы, Дельвиг, Гнедич, князь Вяземский, граф Блудов, Плетнев и многие другие.
После смерти Козлова, стихотворения его вышли третьим и четвертым изданиями, под следующим заглавием: «Собрание стихотворений Ивана Козлова. Две части. Издание третье. Спб. 1840» и «Полное собрание сочинений И.Козлова. Две части. Издание четвертое. Спб. 1855». Первое из них составлено и издано по указанию и при содействии В.А.Жуковского, а второе — А.Ф.Смирдиным.