Отзыв о рассказе Житкова «Механик Салерно»

Отзыв о рассказе Житкова «Механик Салерно»Главный герой рассказа Бориса Житкова «Механик Салерно» из сборника «Морские истории» — капитан итальянского парохода, плывущего из Европы в Америку. Когда пароход находился в середине пути, в одном из его трюмов начался пожар. Первым признаки беды обнаружил кочегар. Когда он ночью возвращался с вахты, то палуба показалась ему слишком горячей. Кочегар разбудил механика по фамилии Салерно и потащил его на палубу. Механик приложил руку к палубе и убедился, что она действительно горячая.

Механик, оставив кочегара на месте, отправился к капитану и доложил ему, что над трюмом, в котором хранились кипы с пряжей и бочки с хлористой солью, палуба очень горячая. Капитан решил измерить температуру в трюме через специальную трубу, но сделать это надо было незаметно от пассажиров, чтобы не началась паника. Паники капитан боялся больше всего, он знал, что в случае паники на корабле будет много жертв.

Когда капитан, механик и кочегар занялись измерением температуры, на это обратил внимание один беспокойный пассажир. Услышав, что капитан с помощниками называют какие-то непонятные ему цифры, пассажир встревожился, но капитану удалось его успокоить.

После измерения температуры капитан понял, что в трюме пожар, который невозможно потушить. Он принял решение ускорить движение парохода и направить его туда, где можно было встретить другие суда. Потом он собрал команду и объявил военное положение. Капитан потребовал хранить в тайне от пассажиров информацию о пожаре и отдал распоряжения, кому и что делать. Основная часть команды занялась изготовлением плотов, а молодой штурман был отряжен развлекать пассажиров, которых было двести пять человек.

Однако беспокойный пассажир продолжал донимать капитана вопросами, и был уверен, что от него что-то скрывают. Тогда капитан, чтобы избежать паники на борту, отвел этого пассажира в укромное место на палубе и столкнул его за борт.

Для пассажиров был пущен слух, что в ближайшие дни для них будет устроен пикник на воде в честь дня рождения капитана. Якобы для этого пикника команда и сколачивала многочисленные плоты.

Температура в трюме продолжала неуклонно расти. Когда она достигла критических значений, механик Салерно признался капитану, что в бочках находится бертолетова соль, которую он пристроил на борту парохода за небольшую мзду. Механик раскаивался в своем поступке и был готов к любому наказанию. Капитан отправил его к матросам сколачивать плоты.

Работать под палубой матросам было тяжело, там стояла страшная жара. В какой-момент в команде чуть не начался бунт. Матросы были недовольны тем, что они работают в жутких условиях, а пассажиры тем временем развлекаются на верхней палубе. Капитану удалось предотвратить бунт, он объяснил команде, что пассажиры подобны неразумным детям, за которых ответственность несет команда корабля и капитан. Он пригрозил, что если команда взбунтуется, он взорвет корабль, и тогда погибнут все. Команда вняла доводам капитана и продолжила подготовку к эвакуации.

Когда во время очередного измерения температуры в трюме капитан обнаружил признаки открытого горения, он отдал приказ остановить пароход и спустить на воду плоты и шлюпки. Разбуженные тишиной пассажиры вышли на палубу, думая, что сейчас начнется пикник на воде. Но капитан объявил им о том, что всем необходимо покинуть корабль. Он добавил, что первыми с корабля сойдут женщины и дети. Один из пассажиров запаниковал и попытался первым сойти с палубы. Капитан хладнокровно застрелил его из револьвера.

Когда все пассажиры и команда разместились в лодках и на плотах, капитан отправил одну лодку с матросами вперед, чтобы те постарались встретиться с каким-нибудь пароходом. А через два часа над его пароходом появились дым и пламя. К вечеру пламя превратило пароход в тлеющий остов.

Три дня провели люди на плотах, а потом пришел пароход, который принял на борт терпящих бедствие. Все спаслись. Не нашли только механика Салерно. Когда он пропал, так и осталось неизвестным.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Житкова «Механик Салерно» заключается в том, что жажда наживы порой приводит к катастрофическим последствиям. Механик Салерно тайком от капитана принял на корабль опасный груз, чтобы немного заработать на этом. Но груз загорелся во время плавания и погубил большой пароход. Не выжил и механик Салерно. Жажда наживы привела его к преждевременной смерти.

Рассказ Житкова «Механик Салерно» учит всегда быть спокойным и рассудительным, не поддаваться панике в экстремальных ситуациях. Капитан парохода сделал все для того, чтобы не допустить паники на борту корабля. Он так организовал работу команды, что сумел спасти жизни всех пассажиров и матросов.

В рассказе мне понравился главный герой, хладнокровный капитан итальянского парохода, который посреди Атлантического океана спас пассажиров и команду от неминуемой гибели.

Какие пословицы подходят к рассказу Житкова «Механик Салерно»?

Паникер да трус — хуже нет обуз.
Обманом много не наторгуешь.
Капитан на судне — царь и бог.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.